Главная » Публикации » Культура » Стали ли в России меньше читать?

Стали ли в России меньше читать?

Объемы продаж книжной продукции в России сегодня огромны, и современные авторы популярных произведений могли бы стать одними из богатейших людей страны, если бы не получали гроши за издание своих творений. Иногда гонорара за новую книгу писателю не хватает даже на то, чтобы оформить страхование каско для своего автомобиля.

В последнее время мировая книготорговля обеспокоена массовым распространением электронных книг, которые позволяют своим владельцам отказаться от покупки книг в стандартном бумажном формате, и взамен приобретать цифровые аналоги. Издателям приходится пересматривать свои финансовые планы и сокращать готовящиеся к изданию тиражи, а владельцам книжных магазинов приходится дополнять свой ассортимент другим товаром, чтобы остаться на плаву. 


Однако все эти реалии касаются в первую очередь европейского и американского книжного рынка, в России по-прежнему любят книги, активно их покупают и не спешат менять на цифровые аналоги. По последним опросам населения, в России читают очень разноплановую литературу. 

Конечно, на вершине читательского рейтинга самые популярные авторы – Акунин, Пелевин, Маринина. Но если зайти в вагон столичного метро, и внимательно посмотреть на книги в руках пассажиров, то здесь можно увидеть и Толстого, и Сартра, и Кастанеду, и даже Сократа. Для сравнения, житель Парижа за год в среднем прочитывает до 5 книг, житель Москвы успевает прочитать 5 книг за месяц. 

У издателей книжных новинок больше всего вопросов вызывает источник получения людьми информации о том, какие книги нужно прочесть. Какие бы огромные средства издатели не тратили на рекламу, популярность книг в стране основывается на сарафанном радио. 

Например, книга, изданная маленьким издательством в ограниченном тираже внезапно становится такой популярной, что крупному издательству приходится покупать права на ее повторную публикацию. А обреченный на успех разрекламированный роман может простаивать на полках и приносить убытки. 

Книгоиздатели стремятся снизить до минимума риск того, что книга не будет раскупаться, в результате предпочитают печатать только книги известных писателей, относясь к новым именам с огромной осторожностью. Но таланты находят дорогу к своему читателю в интернете, в котором сегодня можно найти все, и каско калькулятор для расчета стоимости автостраховки, и бесплатный совет врача, и новый роман в жанре фэнтези, которому еще предстоит быть напечатанным.


24 августа 2009