Главная » Публикации » Общество » Правовая грамотность подростков

Правовая грамотность подростков

Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.). Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.

Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами, профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди подростков. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей и юношества.

Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста. С самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций.

Одним из главных структурных звеньев в этом направлении является общеобразовательное учреждение. В традиционной методике правового воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях есть свои положительные результаты, но следует понимать, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения новых технологий и методик в образовательный процесс. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.

Прежде, чем вести профилактическую работу, необходимо выявить причины подростковой преступности или правонарушений подростков, психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушений. К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он (подросток) убежден в правильном знании и понимании того, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании (и в сознании, конечно). Убеждения - это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека.

Правовое воспитание подростков предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию поколения. К реализации работы должны привлекаться правоохранительные органы, юристы, общественные и молодёжные организации, психологи и педагоги.

Подросток должен знать:

1. С какого возраста, за какие преступления наступает уголовная ответственность (Уголовный кодекс).

2. Про эмансипацию (в Гражданском кодексе).

3. Из семейного кодекса – о возможности лишения родительских прав, взаимодействия с органами опеки и попечительства.

4. Из Конституции – о государственном устройстве, государственном управлении, судах, Президенте, Правительстве, Федеральном собрании. За последние десять лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток должен быть осведомлен об основных правовых нормах бытия. Естественно, правовое обучение должно проходить в доступной для данного возраста форме (терминология, определенные статьи законодательных актов, методика преподнесения теоретического и практического материала), а главное – аргументировано (конкретные статьи законов, примеры из судебной практики, исполнение наказания за проступки известных данной подростковой аудитории граждан, и т.д.).

Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.

Ольга Спирчина

инспектор направления по делам несовершеннолетних

Линейного отделения полиции на ст. Чусовская,

майор полиции.


26 ноября 2015